Imdsk.ru

Imdsk.ru - смертельный блог

Волжская военная флотилия
Волжская военная флотилия
Волж.ф

Эмблема ВС
Годы существования

1918 год
1944 г. - 1919 г.
1944 г.

Страна

СССР

Входит в

РККФ, Вооружённых Сил СССР

Дислокация

Нижний Новгород, Сталинград, Ульяновск

Участие в

Гражданская война в России:

Великая Отечественная война

Командиры
Известные командиры

Командующие, См. список.

Катер «Герой» Волжской военной флотилии на постаменте в Нижнем Новгороде

Волжская военная флотилияфлотское объединение в Красном Флоте в период Гражданской и Великой Отечественной войн.

Содержание

История

Гражданская война в России

Формированием флотилии занимался прибывший в июне 1918 года в Нижний Новгород комиссар[уточнить] Н. Г. Маркин, впоследствии ставший заместителем командующего флотилии. С 23 августа 1918 г. флотилией командовал Ф. Ф. Раскольников.

С августа 1918 г. флотилия принимала участие в боях на Волге и Каме. 2829 августа под Свияжском с участием флотилии были разгромлены белогвардейские части. 10 сентября 1918 г. флотилия высадила десант в Казани и осуществляла прикрытие артиллерийским огнём наступающих частей Красной армии.

В ходе Гражданской войны флотилия принимала участие во взятии Вольска, Сызрани, Самары и других городов. Ещё в сентябре 1918 г. флотилия была разделена на два отряда: Волжский и Камский. В состав Камского отряда вошли 21-а канонерская лодка, 6-ть сторожевых кораблей, одна плавучая батарея, 11-ть гидросамолётов. Отряд возглавил Маркин.

1 октября 1918 г. Маркин с тремя кораблями попал в белогвардейскую засаду у Пьяного Бора и погиб. Тем не менее, Камский отряд разгромил белогвардейские части и флотилию. В октябре 1918 г. в состав Волжской военной флотилии вошла Военно-Волжская флотилия в качестве отряда, получив наименование Царицынский. В ходе войны этот отряд участвовал в обороне Царицына.

В 1919 году на реках Каме, Белой и Уфе флотилия поддерживала 2-й, 3-й и 5-й армии при обороне против войск Колчака, а также в контрнаступлении. Она участвовала во взятии городов Чистополь и Сарапул, обеспечивала переправы частей Красной Армии через Белую и Уфу.

В июле 1919 г. в связи с тем, что части Белой Гвардии отступили на Урал, Волжская военная флотилия была объединена с Астраханско-Каспийской военной флотилией образовав Волжско-Каспийскую флотилию.

Состав Волжской военной флотилии в годы Гражданской войны

Изначально в состав Волжской флотилии вошли восемь канонерских лодок:

  • № 1 — бывший пароход «Царицын». Построен в 1912 г.. Длина 42,7 м; ширина 12,0 м; осадка 0,8 м. Двигатель - 296 лошадиных сил. Две 76-мм горные пушки, 6 пулемётов.
  • № 2 — бывший пароход «Кабестан» (2 января 1919 г. переименован в «Народоволец»). Длина 43,9 м; ширина 14,2 м; осадка 1,1 м. Двигатель - 260 л.с. Две 76-мм горные пушки, 6 пулеметов.
  • № 3 — «Бурлак». Построен в 1898 г. Длина 43,9 м; ширина 7,0 м; осадка 0,8 м. Одна 76-мм горная пушка, 6 пулеметов.
  • № 4 — «Белая акация». Построена в 1913 г. Длина 44,5 м; ширина 10,9 м; осадка 0,8 м. Двигатель - 200 л.с. Две 76-мм горные пушки, 6 пулеметов.
  • № 5 — «Ваня» (он же "Ваня-коммунист"). Построен в 1905 г. Длина 53,3 м; ширина 7,32/ 15,2 м; осадка 1,2 м. Двигатель - 300 л.с. Две 75/50-мм пушки Кане, одна 47-мм пушка Гочкиса, 6 пулеметов.
  • № 6 — «Добрый» (с 7 февраля 1919 г. переименован в «Товарищ Маркин»). Построен в 1870 г. Водоизмещение 561 т. Длина 61,24 м; ширина 7,92/ 15,85 м; осадка 1,34 м. Двигатель - 600 л.с. Скорость 10 узлов. Две 76-мм пушки образца 1902 г., 6 пулеметов.
  • № 7 — «Ташкент». Построен в 1912 г. Длина 40,3 м; ширина 10,7 м; осадка 0,7 м. Двигатель - 180 л.с. Скорость 8,6 узлов. Одна 76-мм пушка обр. 1902 г., одна 47-мм пушка Гочкиса, 7 пулеметов.
  • № 8 — «Дельфин». Построен в 1904 г. Длина 57,9 м; ширина 17,1 м; осадка 1,2 м. Двигатель - 448 л.с. Одна 76-мм пушка обр. 1902 г., 7 пулеметов.
  • пароход «Ольга» (13 января 1919 г. переименован в «Авангард Революции»). Построен в 1899 г. Водоизмещение 445 т. Длина 68,27 м; ширина 8,53/18,31 м; осадка 1,42 м. Двигатель около 1000 л.с. Скорость 10–12 узлов. Одна 122-мм гаубица, одна 76-мм пушка обр. 1902 г., два пулемета.
  • пароход «Коновод». Построен в 1894 г. Длина 49,7 м; ширина 12,8 м; осадка 0,9 м. Три 76-мм пушки обр. 1902 г., 6 пулеметов.
  • пароход «Лев». Построен в 1901 г. Длина 57,9 м; ширина 14,2 м; осадка 1,1 м. Двигатель 260 л.с. Одна 76-мм пушка обр. 1902 г., одна 37-мм пушка Гочкиса.
  • пароход «Братство». Построен в 1896 г. Длина 62,2 м; ширина 18,8 м; осадка 1,4 м. Двигатель 720 л.с.
  • пароход ??? (переименован в «Дело Советов»). Одна 76-мм пушка обр. 1902 г.
  • вооруженные винтовые катера «Стерегущий» и «Гражданка».
  • Баржа «Теща» (переоборудована в затоне Муромке (затон им. Карла Маркса) в в плавбатарею "Атаман Разин"). Год постройки - 1914 г. Водоизмещение 1900 т; длина 106,6 м; ширина 17 м; осадка 2,1 м. Четыре 130/55-мм пушки и 8 пулеметов.
  • Баржа «Тезей» (переоборудована в плавбатарею и переименована «Сережа»). Построена в 1917 г. Водоизмещение 2000 т и длину 83,2 м. Первоначальное вооружение - четыре 102/60-мм, шесть 75/50-мм пушек, восемь 47-мм и две 37-мм пушки Гочкиса. Позднее ее орудия были передаваны другим судам, и большая часть кампании 1918 г. она имела четыре 102-мм, одну 47-мм, две 37-мм пушки и 12 пулеметов.
  • Баржа «Финляндия» (25 ноября 1918 г. переименована в «Память Урицкого»).
  • Миноносец "Прыткий"
  • Миноносец "Прочный"
  • Миноносец "Ретивый"
  • Миноносец "Поражающий"

6 июня 1918 г. В. И. Ленин распорядился отправить их с Балтийского флота на Волгу, и 2 августа 1918 г. они вышли в поход. Первые три шли через Мариинскую систему своим ходом, а «Поражающий» — на буксире. Для уменьшения осадки с них были сняты орудия, на борт было загружено минимальное количество топлива, откачена балластная вода. По прибытии в Нижний Новгород на Сормовском заводе орудия в течение нескольких дней были вновь установлены. 24 августа прибыли в Нижний Новгород, где на них установили по две 75/50-мм пушки.

  • Из остатков Самарского гидродивизиона в Нижнем Новгороде, был сформирован гидроотряд, вооруженный четырьмя гидросамолетами М-9, полученными из Управления морской авиации. Базой гидроотряда стала баржа-нефтянки "Коммуна". К ее бортам были приделаны кронштейны, на которых закреплялись убираемые на время похода спуски для приема и вывода на воду гидросамолетов.
  • Буксир «Андрей Клюкин» (14 ноября 1918 г. переименован в «Матрос-летчик»), перевозивший баржу "Коммуна" и двухпалубный пассажирский пароход «Вера», где размещался персонал отряда.

Великая Отечественная война

Вновь Волжская военная флотилия была создана с началом Великой Отечественной войны в октябре 1941 года. В её состав вошли корабли учебного отряда, мобилизованные гражданские суда (в том числе из состава флотилии РУЖД) и новые бронекатера. В состав флотилии входили 7 канонерских лодок, 14 бронекатеров, 33 катера-тральщика, две плавучие зенитные батареи, железнодорожная батарея и два батальона морской пехоты. Изначально флотилия базировалась в Сталинграде, но в марте 1942 года она была переведена в Ульяновск.

До начала Сталинградской битвы флотилия проводила траление фарватера от вражескких мин, проводку судов, отражение атак вражеской авиации на гражданские суда. С началом Сталинградской битвы флотилия оперативно подчинялась командованию Сталинградского фронта. В ходе сражения флотилия оказывала обороняющимся частям Красной Армии огневую поддержку, высаживала десанты, переправляла части Красной Армии, оружие, боеприпасы и продовольствие в город, вывозила из Сталинграда раненых, женщин и детей. В составе флотилии 2 бронекатера имели на вооружении реактивные миномётные установки, выполняя задачи «Катюш». За время Сталинградской битвы флотилия потеряла 3 бронекатера, два из которых были потоплены при высадке десанта, а один при снятии десанта. В то же время за два месяца боевых действий из мобилизованных гражданских судов противником было потоплено 18 пароходов и 6 пассажирских катеров, а также 12 катеров-тральщиков и 6 полуглиссеров.

В ходе сражения артиллерией флотилии было уничтожено 3 полка пехоты противника, 20 танков, 13 самолётов, 100 дзотов и блиндажей, 26 артиллерийских батарей противника. В город было переправлено около 90 000 солдат и офицеров, 13 000 тонн грузов. Из города было эвакуировано 52 000 человек.

За мужество и героизм проявленные в ходе сражения 1-му и 2-му дивизионам бронекатеров были присвоено звание гвардейских, а канонерские лодки «Усыскин» и «Чапаев» были награждены орденами Красного Знамени.

После окончания Сталинградской битвы боевые корабли флотилии были переданы в состав Азовской и Днепровской военных флотилий. В составе Волжской флотилии были оставлены только 2 дивизиона тральщиков для очистки фарватера Волги от вражеских мин.

После завершения тральных работ на Волге в июне 1944 года Волжская военная флотилия была расформирована.

Командный состав

  • Командующие:
    • капитан 1 ранга Сапожников С. Г. (октябрь-ноябрь 1941 г., врид)
    • контр-адмирал Воробьёв С. М. (ноябрь 1941 г. — февраль 1942 г., врид)
    • контр-адмирал Рогачёв Д. Д. (февраль 1942 г. — май 1943 г.)
    • контр-адмирал Пантелеев Ю. А. (май-декабрь 1943 г.)
    • капитан 1 ранга Смирнов П.А. (декабрь 1943 г. — июнь 1944 г.)
  • Военные комиссары:
    • бригадный комиссар Яковенко М. Г. (октябрь 1941 г. — январь 1942 г., врид)
    • дивизионный комиссар Расскин А.Л. (январь-июнь 1942 г.)
    • дивизионный комиссар Бельский П.И. (июнь-август 1942 г.)
    • дивизионный комиссар Бондаренко П.Т. (август-октябрь 1942 г.)
    • капитан 1 ранга Зарембо Н.П. (июнь-октябрь 1943 г.)
  • Начальники штаба:
    • капитан 2 ранга Колчин Е.С. (октябрь — ноябрь 1941 г., врид и февраль 1943 г., врид)
    • капитан 1 ранга Сапожников С.Г. (ноябрь-декабрь 1941 г.)
    • контр-адмирал Трайнин П. А. (декабрь 1941 г. — февраль 1942 г.)
    • капитан 2 ранга Асямолов А.А. (февраль-март 1942 г., врид)
    • капитан 1 ранга, с декабря 1942 г. контр-адмирал Фёдоров М.И. (март 1942 г. — февраль 1943 г.)
    • контр-адмирал Новиков Т. А. (февраль-май 1943 г.)
    • капитан 2 ранга, с июля 1943 г. капитан 1 ранга Григорьев В. В. (май-сентябрь 1943 г.)
    • капитан 2 ранга Сергеев Н. Д. (сентябрь 1943 г. — июнь 1944 г.)

Память

  • В Нижнем Новгороде на Нижневолжской набережной в честь Волжской военной флотилии на постаменте установлен катер «Герой», входивший в состав флотилии.
  • В Нижнем Новгороде на площади Маркина установлен памятник красноармейцам и матросам Волжской военной флотилии.
  • В Волгограде имя флотилии носит школа № 4 и улица в Тракторозаводском районе (ул. Набережная им. Волжской флотилии).
  • В Волгограде в память о подвиге моряков Волжской военной флотилии установлен на постамент Бронекатер «БК-13»
  • В поселке Водстрой(Волгоград) установлен памятник морякам Волжской Военной флотилии.

См. также

Примечания

Нехудожественная литература

  • Бубеннов М., Валеев А. "Освобождение Казани от белоинтервентов в 1918 г." Казань, Татгосиздат, 1939
  • Варгин Н.Ф. "Комиссар Волжской флотилии (герой гражданской войны Н.Г. Маркин)., М., Госполитиздат, 1961
  • Васильев В. "Вспоминая героическое прошлое". -- "Волжская вахта", 1958, 24 июня
  • Вишневский В. "БОевая правда о действиях Волжской флотилии на реке Волге, Каме и Белой". -- "Морской сборник", 1924, № 8,9
  • "Военные моряки на фронтах гражданской войны". Военмориздат, 1939
  • "Вспоминая былые походы. Сборник воспоминаний ветеранов Волжской военной флотилии" (1918-1920), Волго-Вятское книжное издательство, 1968 г.
  • Давыдов О. "В боях за Волгу". -- "Волжская вахта". 1958, 25 марта.
  • Жадаев Ф. "Десант в Кара-Кумах." -- "Горьковский рабочий", 1958, 2 ноября
  • Исаев Алексей «Сталинград. За Волгой для нас земли нет.» «Яуза. ЭКСМО.» ISBN 978-5-699-26236-6
  • Колбин И.Н. "Борьба за Волгу и Каму в 1918 г." Огиз, "Молодая гвардия", 1931 г.
  • Колбин И.Н. "Поход Волжской флотилии", -- "Правда", 1935, 3 января.
  • Корягин Г. "Боевой путь", -- "Горьковская правда", 1918, 11 июня
  • Леонтьев А. "Волжская военная флотилия в борьбе с контрреволюцией". -- В кн.: "Очерки по истории Октябрьской революции в Нижегородской губернии". Н. Новгород, Истпартотдел губкома ВКП(б), 1928, стр. 88-168
  • Лобызов А., Белов Е. "К 45-летию Волжской военной флотилии". -- "Горьковский рабочий", 1963, 26 июня.
  • Мордвинов Р.Н. "Волжская военная флотилия в гражданской войне (1918-1920 гг.), Москва, Военмориздат, 1952
  • Мордвинов Р.Н. "Курсом "Авроры". Формирование советского Военно-Морского Флота. Начало его боевой деятельности (ноябрь 1917 - март 1919)". М., Воениздат 1962 г. (О Волжской военной флотилии - гл. 3 и 4)
  • Назаров А. Ф. "Николай Маркин", М., Воениздат, 1964
  • Новожилов А. "Там, где вооружалась флотилия". -- "Горьковский рабочий", 1958, 20 июня.
  • "От Нижнего до Персии". -- "Горьковский рабочий", 1959, 14 марта, 16 апреля, 18 июня, 19 июня. (Воспоминания бойцов и командиров Волжской военной флотилии, живущих в настоящее время в г. Горьком).
  • Раскольников Ф,Ф, "На боевых постах", М., Воениздат, 1964
  • Рейснер Л. М. "Избранные произведения", М. 1958
  • Савин М. "Комиссар флотилии". Пенза, 1957
  • Сутырин С. "Балтийцы на Волге". (Воспоминания). -- "Горьковская правда", 1957, 26 октября.
  • Фролов Ф. "Комсомольцы-кожановцы". -- "Горьковская правда", 1958, 21 февраля.
  • "Этих дней не смолкнет слава". М. "Речной транспорт", 1958

Художественная литература

Ссылки

  • Волжская военная флотилия

Волжская военная флотилия.